Artur's Journal

Эстетично и не очень

Previous Entry Share Next Entry
Воронеж и Дивногорье. Часть первая
msdarkangel
"Дивные горы русской степи"

Начну рассказ с того, что путешествовать всегда здорово, поэтому я каждый раз цепляюсь за любую возможность отправиться куда-то к новым и неизведанным местам, а может и туда, где уже был, чтобы взглянуть по-новому. Чего и многим советую.
С моим проверенным в поездках спутником мы уже давно никуда не ездили. В студенческие годы совершали всякие разные вылазки, ну а потом работа, армия, личная жизнь – времени стало всё меньше. И тут и у него и у меня одновременно выпало три свободных дня, которые можно было потратить с пользой в какой-нибудь очередной поездке, короткой, но насыщенной. И такая вполне удалась.
Вариантов прикинули несколько, но всё же в приоритете был юг, поскольку май выдался холодным. Ну и рассматривали регион, в котором мы ещё оба не были. В итоге сошлись на Воронеже и природном архитектурно-археологическом музее-заповеднике «Дивногорье», в котором давно оба хотели побывать. Бюджет прикинули вполне скромный, ну а ключевым моментом стало то, что путь в Воронеж решили преодолеть автостопом. Именно с ним и связаны основные чудеса этого небольшого путешествия.

День первый. Дорога в Воронеж.
Пожалуй, эта была одна из непредсказуемых и удивляющих своим поворотом событий поездка автостопом. Ранее мы уже использовали этот вид транспорта примерно 4 раза в различные регионы страны, тогда хоть и с переменным успехом, но в целом автостоп шёл удачно. В этот раз всё немного иначе. А может и не немного…
Мы запланировали ловить машину на трассе М4 «Дон», прямой дороге до Воронежа с платными участками. Проблема подобных трасс заключается в том, что по незнанию можно долго искать нормальное место, где кто-нибудь сможет остановиться. Однако мы решили, что с этим особо заморачиваться не будем.
Встали рано, сели на электричку с Павелецкого вокзала, которая в начале девятого утра доставила нас на платформу Калинина, выходящую чётко к трассе «Дон».

1. Ещё пока радостный Макс на платформе Калинина. Дальше интереснее.

Забравшись на пешеходный мост над шоссе, мы увидели, что особых перспектив что-то поймать нет, ибо нет как таковых мест на дороге, пригодных для остановки автотранспорта. Единственным выходом был выезд с автозаправки, где собственно и решено было начать попытки ловли автомобиля.
Для начала необходимо было соорудить табличку, ориентируясь на которую водители понимали бы, что берут автостопщиков. Мой голодный друг перед этим делом посетил KFC на заправке, где из пакета для еды на вынос и была сделана табличка. Выглядела она, конечно, так себе, возможно, была плохо читаема издалека, но пока было решено начать с такой.

2. Какая никакая, но пока начали с такой



Итак, мы начали автостоп. Первым выпала честь мне ловить машину. Давно я это не делал, примерно три года прошло со времён последнего подобного деяния, однако было приятное чувство снова вернуться к этому отрадному для тела и души мероприятию. Первые попытки автостопа проваливались с треском. Время шло, накрапывал дождь, было крайне пасмурно и прохладно, останавливать никто не хотел, как и те, кто проезжал мимо, так и те, кто выезжал с заправки. Вскоре решено было придумать, до какого момента стоит тут стоять, чтобы дальше уже что-то менять.
Попытки автостопа решено было завершить к прибытию ближайшей электрички, которая увезла бы на более приемлемый участок трассы, чтобы на нём продолжить что-то ловить. В итоге так до электрички и ловили. Ничего не поймав, снова отправились на платформу Калинина, где вот-вот должна была подкатить электричка в сторону Домодедово. Очередная проблема заключалась в том, что она проезжала мимо платформу 32 километр, наиболее приемлемый вариант в качестве альтернативы первому, ну а далее железная дорога от трассы «Дон» заметно отдалялась. Выбора не было, садиться в электричку и уезжать было необходимо. Нужно ещё сказать спасибо, что эл-ка была не аэропортовская, а шла в сторону Барыбино. Быстро приняв решение, пока электропоезд набирал километры в сторону Домодедово, пришли к выводу, что выйдем на Взлётной. От неё можно дойти за 20 минут до Каширского шоссе, которое многие используют для объезда платных участков М4.

3. Взлётная. Попытки продолжаются.



Выйдя на Взлётной и пройдя до Каширского шоссе, мы предприняли попытки ловить авто на ближайшей остановке, однако стоявший с нами «колоритный персонаж» на той же остановке мог сбить с толку водителей и нарушить нам планы.

4. Дорога до Каширского шоссе по мокрой траве. А к переезду вечный стояк.


5. Ну чё-то как-то не очень этот тип тут к месту.


6. Жалкие попытки что-то поймать


По Каширскому шоссе мы прошли до следующей остановки и оказались у «Магазина» в микрорайоне Востряково. Тут же были продолжены попытки поймать автомобиль. Здесь мы задержались прилично. Для начала появилась мысль поменять табличку на более солидную, чёткую и удобную для держания. В ближайшем продуктовом нам любезно предоставили белую коробку, на которой маркером и ручкой мы вырисовывали слова.

7. Новая табличка


С новой табличкой прибавилось уверенности, но шансов что-то поймать, к сожалению, не прибавилось. Время шло, бесценные минуты убегали вдаль, плодов наше мероприятие не приносило. Стали появляться первые мысли о возвращении в Москву и уже как белые люди вечером с Павелецкого отправиться до Воронежа на поезде. С каждым новым промахом эти мысли подкреплялись. Всё это дело дополняли разные персонажи, которые с нами заговаривали. Сначала к нам подошёл мужик и сказал, что у нас ничего не выйдет и привёл в пример себя, как он добирался в своё время автостопом. Потом к нам подъехал таксист и сказал, что такая хрень не прокатит, «здесь платить нужно». Таким людям я уже давно определил диагноз «таксизм головного мозга», поэтому его слова всерьёз не воспринял. Погода, тем временем, ухудшалась. Пошёл неслабый дождь, ловить под которым не было никакого резона, поэтому какое-то время мы тупо стояли под остановкой в ожидании его окончания. Несмотря на проясняющееся вскоре небо, дождь даже не думал заканчиваться. Мой спутник предпринял попытку одиночной ловли автотранспорта прямо под дождём, простояв под каплями около 10 минут. Это тоже не дало результатов. Вскоре когда он вернулся снова под навес, мы уже приняли твёрдое решение. Дождь вскоре ослаб, и было решено ловить ещё 10 минут и возвращаться в Москву.

8. Каширку поливает...


Снова в Москве я себя уж никак в этот день не видел, но как показала практика, другого выхода у нас не было. Едва дождь уменьшился, мы вышли в очередной раз ловить, и тут же остановилась машина. Молодой парень за рулём предложил единственную помощь: довезти до участка М4 в районе Барыбино, где вполне могут остановиться. Идея была сомнительной, но мы не стали отказываться. Спустя примерно 20 минут он высадил нас на дороге, ведущей к платформе Барыбино недалеко от пересечения с М4. Поскольку пересечение было на разных уровнях, то попасть на «Дон» было целое дело, ибо никаких пешеходных маршрутов не было предусмотрено. Полевая дорога к шоссе была в ужасном состоянии после дождя, пройти по ней можно было только в болотниках. Выход был один, идти по эстакаде до пересечения и спускаться по бетонному склону, который тоже после дождя не был столь идеален для этого дела. Спуск был с адреналином, однако вскоре цель достигнуть удалось, мы снова были на М4 и находились примерно в 40 километрах от МКАДа. Всего 40 километров, проделанных на двух электричках, своих двоих и одном автомобиле! Очень негусто, успех сегодня не с нами. Может он впереди? Ну, фиг знает…

9. По этой дороге можно было бы попасть на трассу "Дон". Но не в этот раз


10. М4 близко, но надо ещё попасть туда.


11. Путь только такой


Спустя какое-то время разыгралась погода, и мы принялись за автостоп на трассе «Дон» недалеко от заправки. Время неумолимо шло вперёд, стрелки подошли к часу дня, а потом и вовсе стали двигаться к двум. За эти почти пять часов каких-то определённых успехов мы не достигли, более того, всё прочнее была идея вернуться в Москву, отдохнуть и выспаться, а вечером на поезде уже доехать до Воронежа. Но прокручивая эту идею в голове, я никак не мог смириться с тем, что это может произойти.
Тем временем никто не останавливался, иногда дорога на несколько секунд вообще вымирала, машин не было видно даже на горизонте. На календаре был четверг и возможно, поэтому поток был довольно слабый. Мимо нас прошёл паренёк, который сказал, что недавно он тоже тут голосовал и ему никто не остановил. Правда, выглядел этот индивид так, что те, кто не ему не останавливали, наверное, правильно делали.

12. Тишь да гладь...


Время шло, уже подбиралось к двум часам. А ведь у нас в планах было доехать до Воронежа максимум к 6-7 вечера, чтоб успеть немного посмотреть город. Но даже если мы сейчас в этот момент поймали бы машину прямо до города, были б мы там не раньше 9 вечера. Наступил момент самых кардинальных решений.
Находились мы не в лучшей ситуации в плане транспорта до Москвы. Ближайшая остановка автобуса была там, где нас высадил парень на первой пойманной машине, а это снова путь с приключениями, хоть и небольшой. Автобусы там ходили не так часто и ехали до платформы Барыбино. В общем, перспектива в Москву уехать была, но проблемная. Примерно за 10 минут до двух часов было принято решение ловить авто до начала следующего часа и в случае провала ехать в Москву. До двух так ничего и не остановилось. Всё! Трудно поверить, но мы реально собрались возвращаться в отчаянии в Москву, но… В этот момент…
В этот момент к нам задним ходом стал подкатывать Hyundai Solaris и вскоре остановился рядом с нами. Водитель стал без всяких вопросов приглашать в машину, но я таки ему на всякий случай сказал, что нам надо в Воронеж. Он сказал, что довезёт до какого-то места в Тульской области, где до Воронежа останется всего 300 километров, там без труда можно поймать машину. Да, знал бы он, о чём говорил в этот момент…
Водитель был армянином и рассказал, что сейчас такая ситуация в стране, что очень многие стали бояться брать автостопщиков. Он не из тех, кто боится, так как вреда для своей жизни он вообще не боялся, рассуждая мол, раз суждено умереть в машине, значит никуда от этого не деться. Поначалу рассказывал истории, как вёз гоп-компанию в Солнцево в качестве таксиста, с ними у него возник конфликт и тогда предпринял попытку напугать своих пассажиров, так как те чуть ли не угрожать ему стали. Он вдавил педаль в пол и сказал, что щас расшибёт всех, если они не выйдут из машины. Эта безумная идея помогла ему. Так же он рассказал, как однажды взял автостопщика и предложил ему порулить самому, а сам завалился спать. В общем, довольно отчаянный мужчина, взявшийся нас подвести. Вскоре от разговоров устали, от утомительной дороги и раннего вставания жутко клонило в сон. Вскоре начался сильный ливень, который позже оказался совсем некстати.
Заветная Тульская область наступила, примерно в менее чем в 50-ти километрах от Новомосковска наш армянский друг высадил нас у придорожной кафешки. Отсюда уж точно нет обратной дороги в Москву. Правда и в Воронеж дорога была под вопросом.
Нужно было подкрепиться, поэтому кафе оказалось очень кстати. После обеда в пятом часу вечера было принято решение продолжить автостоп. Место на трассе было вполне удобное для остановки, так же был шанс, что кто-то подхватит на выезде с территории возле кафе. Проблема была только в том, что шёл дождь, причём обложной, и как-то особо заканчиваться он не собирался.

13.Придорожная забегаловка


На улице стало гораздо холоднее, мне пришлось надеть на себя дополнительные тёплые вещи, а вот моему спутнику надеть на себя было нечего, кроме тонкой футболки и ветровки у него не было ничего. После провальных попыток автостопа мы получили только брызги в лицо, промокшие ноги и замёрзли.
Мы снова вернулись в кафе и взяли горячий чай, чтобы согреться. Решили, что никогда больше не поедем автостопом, если по прогнозу дожди. Сидеть там долго нельзя было, мы были вдали от цивилизации и даже если в Воронеж уехать не получится, то надо было придумывать, куда деваться. Недалеко от кафе была остановка, официантка сказала, что ходят автобусы на Венёв и Новомосковск. Это были ближайшие города к нам на тот момент. Однако после чаепития мы продолжили попытки автостопа, но применив тактику ловли машины поодиночке. Эта тактика нас выручила однажды по дороге в Питер, в июне 2013 года, когда так же у придорожного кафе мы зависли на несколько часов.
Первым выпала честь ловить машину моему товарищу по несчастью. Его несчастье усиливалось тем, что помимо промокших ног у него не было тёплой одежды, поэтому он отправился примерно на 10 минут и после неудачных попыток вернулся обратно греться. Было реально очень холодно, градусов 11. Май месяц, мать его.
Следующим в одиночный заход пошёл я. Я простоял порядка 30 минут, а может и больше, но опять никто даже не думал остановить. Где же те водители, которые отсюда быстро подхватят, о которых ещё армянин говорил. Нет их, причём даже намёка на них нет.
Мой спутник вскоре вышел ко мне, и мы решили отправиться ловить на остановку, пройдя около 200 метров назад по трассе. Отсчёт уже брал седьмой час вечера, при пасмурной погоде видимость начала слабеть, и решено было брать такси до Новомосковска. До 7 часов вечера мы решили ещё попытать счастье, может даже в виде рейсового автобуса, ну а потом уже идти на крайние меры в виде такси.
Вскоре остановилась машина, девушка-пассажир спросила, как доехать до Новомосковска. Мы сказали, что нам тоже туда нужно, и мы могли бы показать дорогу, если возьмут с собой. К сожалению, они нас не взяли, так как их заднее сиденье было завалено вещами, а разгребать и перекладывать желания у них не возникло. В общем, эта попытка уехать в Новомосковск оказалась неудачной. Мимо часто проезжали рейсовые автобусы в Донбасс, каждый раз мы голосовали при их приближении, но они не останавливались.

14. А кто говорил, что будет легко?


Наступило 7 вечера. Видимость падала, надо было срочно уезжать. Пришло время кардинальных мер. Собравшись уходить с остановки, мы пошли вызывать такси, но тут в это время…
Вдали показалась белая маршрутка с надписью «Москва-Воронеж», увидев её, тут же стали её пытаться остановить и о чудо, машина остановилась метров через 40 от нас. В контексте данной ситуации это была большая удача, и не воспользоваться мы ей не могли, хоть и пришлось отвалить 800 рублей до Воронежа. В ней даже были свободные места, правда, сесть пришлось поодиночке с какими-то челами. В этот момент можно было успокоиться и расслабиться, в Воронеж мы сегодня вероятнее всего попадём.
Буквально через минут 15 микроавтобус остановился у очередной кафехи на полчаса. Там мы снова перекусили, передохнули и отправились в длинный путь. Предстояло проехать почти 300 километров. В начале двенадцатого вечера, микроавтобус Mercedes-Sprinter въехал в город воинской славы – Воронеж, мы вышли на центральной улице, ведущей к вокзалу.

15. Автобус Mercedes-Benz Sprinter (он же Луидор-22360С) на остановке в деревне Алексеевка.


Цель достигнута. Конечно хоть и не совсем по задуманному сценарию, но мы в Воронеже, как и планировали и даже день в день до него доехали. Стоит понимать, что автостоп это всегда что-то непредсказуемое и зачастую непредвиденное, в чём мы себе хорошо отдавали отчёт. Но в этом и заключается весь смак подобных путешествий, они не под силу обожателям комфорта и идеальных условий. Тут нужно быть готовым ко всему.
Следующий шаг – где-то заселиться на две ближайших ночи. Ещё в Москве мы смотрели варианты гостиниц на сайте «букинг.ком», но ничего не бронировали, так как неизвестно, оказались бы в городе или нет. Тем не менее, там присмотрели один уютный хостел, который и по ценам приемлем, и имеет двухместные номера. Именно в него мы и отправились попытать счастье. Хостел сразу найти не удалось, находился он в высотном жилом доме, подход к которому только один единственный. Вскоре заветная цель была достигнута, мы зашли внутрь и узнали о заселении. Нас с радостью были готовы заселить в двухместный номер по довольно привлекательной цене в 1200 рублей за двоих за сутки. Вскоре мы распахнули дверь нашего номера, с этого момента можно было расслабиться и отдохнуть.

16. Какие и многие хостелы, этот оформлен весьма креативно. Нам достался номер с выходом на кухню.


17. Кухня и наш первый


18. Здесь по совместительству обитает котэ:


Перед сном сначала нужно было придумать план на завтра, ибо путь у нас лежал к Дивногорью, а туда нужно было состыковать несколько видов транспорта. Состыковка сразу не удалась, так как электричка до Дивногорья уходила из города Лиски раньше, чем в последний прибывала из Воронежа. Поэтому мы были вынуждены воспользоваться из Лисок автобусом, который шёл в два раза дольше электропоезда.

День 2. Дивногорье
Утро нового дня началось рано и довольно суетливо. Вставать сразу не хотелось, так как спали меньше восьми часов, до этого пережили утомительную езду до Воронежа, а перед всем этим вообще встали в шестом часу утра. Однако в поездках зачастую нужно выбирать: либо сон, либо приключения. Выбор пал на второе и мы хоть и поздно поднявшись, решили успеть на электричку до города Лиски на 8:36.
Завтрак решили перенести в Лиски, поэтому собравшись и одевшись, мы пошли до остановки, откуда идёт автобус до вокзала. Благо автобус долго ждать себя не заставил и ехал около 10 минут. На часах было 8:28, казалось еще, что время в запасе есть, но спускаясь к пригородным кассам, я на всякий случай перепроверил время отправления. В этот момент выяснилось, что время запомнилось неправильно, электричка отправляется в 8:31. Буквально меньше двух минут оставалось после того, как мы подошли к кассам.
Билеты покупались в спешке, затем с ускорением мы рванули к перрону и резво заскочили в ещё стоящую электричку. Буквально секунд через 40 она захлопнула двери и стартанула до Лисок. Шансы не успеть были велики, однако секунды оказались на нашей стороне. В итоге, тот факт, что я неправильно запомнил время, сыграл на руку: мой спутник сказал, что возможно к 8:31 он не стал бы успевать, не видя в этом смысла.

19. Билет Воронеж - Лиски.


20. Немалую часть пути электропоезд шёл по Воронежу. Это говорит о том, что по городу можно перемещаться и на электричке.


21. Станция Машмет. Название похоже на какое-то кавказское мужское имя :)


Билет вышел на сумму чуть меньше двухсот рублей, электричка шла по времени чуть больше двух часов. В 11-ом часу утра мы уже были в солнечных Лисках. Сразу был куплен билет на ближайший автобус до Дивногорья, в итоге у нас было чуть меньше часа на завтрак. Мой коллега взял шаурмы, а я бургер с кофе на территории местного рынка.

22. Город железнодорожников - Лиски.


23. ЖД вокзал города Лиски и скульптура ангела


Вскоре подошёл наш транспорт, им был двухдверный автобус большой вместимости ЛиАЗ-5256, который толпа желающих штурмовала, аки крепость неприступную. Тем не менее, всем хватило места и все спокойно расселись. По пути мелькали различные деревеньки, природные пейзажи и прочие прелести местного края. Наш пункт назначения через час был достигнут.

24. Кадр сельской жизни из окна автобуса:



25. Наш транспорт прибыл в конечный пункт, проделав путь за час.


Наше путешествие по Дивногорью началось с небольшой деревеньки, пройдя которую мы решили подняться на вершину ближайшего холма, дабы полюбоваться местными пейзажами.

26. Колоритный домик:


Места здесь были красивыми, картину дополняло небо, меняющееся на глазах. Идя по холму, мы проходили сквозь его густую растительность, которая, как гласят местные таблички, содержит много змей. Вскоре начался дождь, собиравшийся испортить планы, но сделать он это не смог, так как вскоре быстро кончился.

27. Дивногорские пейзажи по пути к заповеднику:


28. Русская степь


29.


30. Вдруг начался дождь (с)


31. На подходе


32. Местные коты:


Само Дивногорье начинается с касс и сувенирной лавки. Сувениры мы приобрели, а вот кассы нам не понадобились, они лишь для экскурсионных групп. Мы продвинулись вперёд и вскоре достигли начала интереснейшего маршрута по Дивногорью.
Весь маршрут укладывается между двух железнодорожных станций, сама дорога как бы опоясывает основную часть гор. Некоторые из них когда-то при строительстве путей даже пришлось подрывать динамитом.

33. Меловые останцы или дивы:


34. Подниматься, как гласит табличка, нельзя. Якобы тут много змей. Ну а может реальная причина, чтоб не топтали растительность и не шлялись где попало



35. Вот такие дивы:


36. А вот и железная дорога. Пора на маршрут


Маршрут начинается с лестницы, которая ведёт на так называемое плато – основную равнинную часть заповедника, находящуюся на возвышенности, с которой открываются чудесные виды. Дождь тут проливается редко, так как из-за сильно нагретой местности очень много тёплого воздуха поднимается вверх и разгоняет тучи. Этот процесс подробно описан в Википедии.

37. Начало маршрута


38. Начало пути сопровождается симпатичной растительностью:


39. А по ЖД летит грузовой состав во главе с ВЛ10



40.


41. Поднимаемся:


Первый пункт маршрута по Дивногорью – это Большие Дивы и церковь Сицилийской иконы Божьей Матери. Большие Дивы – это довольно крупные меловые останцы, привлекающие своим видом и сохранившиеся здесь с давних времён. Именно эти меловые столбы и обязаны своим названием всему музею-заповеднику. Эти «горы» действительно дивные, поэтому решено было устроить с ними фотосет, в том числе и на них. Подниматься на них нельзя, но если не палиться, то можно. Тем более что мы никакие не вандалы.
Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери тоже довольно интересный и необычный объект. Вообще довольно нечасто встретишь храмы в скалах, но они всегда привлекают внимание своей необычностью и атмосферой.

42. Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери - редкий пример скальных храмов в России:



43.


44. Церковь известна с 17 века:


45.


46. Взгляд назад:


47.


48.


49. Большие Дивы:


50.


51. Спускаемся к дивам:


52.


Поднявшись уже на само плато, мы продолжили маршрут по указателям. Там уже можно было любоваться открывающимися с высоты чуть меньше 200 метров пейзажами степей, рек и других природных объектов.

53. Вид на Дон:


54.


55.


На территории самого заповедника произрастало много интересной растительности, особенно многочисленно здесь был представлен ковыль, привлекающий взоры своими «плакучими» стеблями.

56. Ломонос:


57. Море ковыля


58. Смотрится он тут прекрасно. Да как и везде


59.


60. Экологические запреты:



61. Дивногорская флора:


Дивногорье показалось приятным и необычным местом, где можно было спокойно слиться с природой, отдохнуть от суетливого мегаполиса, подышать чистым воздухом и полюбоваться окружающей средой. Любоваться было на что, и вскоре мы дошли до так называемого каньона, интересного места в середине маршрута, представляющего из себя небольшое, но живописное ущелье с выходом меловых пород, где когда-то, видимо, текла река.

62. Пейзажи каньона:


63.


64.


65.


66.


67. И ещё немного ковыля:


68.


69.


Погода уже вовсю разыгрывалась, становилось довольно жарко, что заставило ещё в начале пути раздеться. Засушливость здесь ощущалась, однако дожди не игнорировали эту местность. В лужах можно было встретить растворённую породу, что придавало им особый оттенок.

70. "Молочные реки:"


Продолжение




Recent Posts from This Journal


?

Log in